БАЙКПАКИНГ
Велотуризм без багажников — нонсенс или практичный подход?
Беседовал Юрий Федоров | Фотографии Мастерская Нотни
В мире велосипедного туризма набирает популярность такое направление, как байкпакинг. Байкпакинг проповедует отказ от багажников спереди и сзади, громоздких велоштанов и раздельных сумок. Благодаря легким и прочным материалам — последним разработкам в области текстильной промышленности — стало возможным разместить весь багаж в небольших сумках на раме велосипеда, не прибегая к дополнительным креплениям.

Преимущества байкпакинга в легкости, мобильности, неперегруженности велосипеда, компактности, равномерном распределении нагрузки на раму, универсальности. Любой велосипед по определению готов для байкпакинга.

Мы взяли интервью у Дмитрия Феликсова, байкпакера со стажем из Кирова, создателя Мастерской Нотни (notneebikepacking.ru), занимающейся пошивом сумок для велотуристов.

Fields&roads: Расскажи, с чего началось твое увлечение байкпакингом. Как долго ты уже этим занимаешься? Швейную машинку осваивал в процессе или уже был опыт?

Дмитрий Феликсов
: Давным-давно я пробовал ездить с велоштанами (классический русский подход к велотуризму), пробовал ездить с консольными багажниками с минимумом снаряжения, просто привязывал гермомешки со снарягой под седло — искал свой подход. Сейчас уже сложно сказать, когда я натолкнулся на фотографии американских велотуристов, где были показаны сумки под седло — увидев их, я загорелся идеей, начал свои поиски и испытания подобных конструкций, что в итоге вылилось в создание Мастерской. Опыт швейки к тому времени уже был, начиная с начала 2000-х годов: перешивал рюкзаки, доделывал тенты и палатки для себя.

FR: В твоем каталоге представлены несколько видов сумок: это и подседельные сумки, и сумки с креплением на руль, и с креплением на раму. Есть ли у них какие-то особенности?

Дмитрий
: Мы шьем множество видов сумок. Например, подседельные сумки — разного объема и с двумя разными системами крепления. Первый вид — с классической системой крепления, где все ремни пришиты к сумке, а ее объем регулируется скручиванием тубуса и стяжкой компрессионных ремней. Например, подседельная сумка крепится к подседельному штырю с помощью липучек, а специальные ремни на сумках продеваются через рамки седла и фиксируются. Есть и второй вид сумок — с внешней модульной системой подвески. Под седло на липучках крепится специальный «мешок», куда вставляется сумка. Все вещи мы упаковываем в отдельный тубус и сам тубус крепим к модулю, закрепленному на велосипеде. Сделано это для того, чтобы можно было быстро достать вещи, у традиционных сумок с этим есть некоторые сложности.

При проектировании сумок мы продумываем все нюансы. Например, наши внутрирамные сумки имеют специальную вставку из пенофола, которая предотвращает удары вещей по раме во время езды. Усиливаем сумки плотной стропой, препятствующей протиранию ткани. Если делаем карманы на сумке, то они должны быть сконструированы таким образом, чтобы не мешать ногам во время езды. Продумываем отделения, перегородки внутри сумок, способы обеспечить быстрый доступ к вещам.
FR: Практически все сумки ты шьешь по присланным размерам, для каждого заказчика индивидуально. Но если с подседельными и нарульными сумками всё несколько проще, то с внутрирамными возникает много вопросов. Были ли какие-то сложности с неправильно снятыми размерами, присланными заказчиками? Вообще, чем это грозит?

Дмитрий
: Мы даем подробные схемы и инструкции нашим заказчикам по снятию необходимых размеров. Конечно, многое зависит от характера изделий — какие-то делаем сразу без дополнительных замеров, какие-то требуют индивидуального подхода. Все обсуждается. Но, нужно отметить, все размеры снимает заказчик. Чем точнее он это сделает, тем точнее будет наше изделие. Это издержки дистанционного пошива.

Сам процесс выглядит так: заказчик обрисовывает техзадание, мы принимаем решение по возможности изготовления. Если все возможно технически с нашей стороны, строим модель будущего изделия. Для этого заказчик высылает нам фотографии своего велосипеда с разных ракурсов, на них мы отмечаем точки для снятия необходимых размеров, по ним строим модель. Готовая модель предоставляется заказчику, уточняется, если необходимо, и запускается в производство в порядке очередности.

FR: Как происходит процесс обкатки и тестирования новых моделей?
Дмитрий: Всё просто — выношенная идея находит свое воплощение на бумаге в виде эскиза, строится модель по эскизу, изготавливается опытный образец. Потом проходят испытания в полевых условиях (я сам испытываю прототипы в покатушках или походах), после этого либо отправляется на доработку, либо идет в серию, либо в утиль. Но каждое изделие так или иначе проходит полевые испытания.
FR: Как далеко можно отправиться с твоими сумками, если загрузиться по полной? На какие поездки в принципе рассчитаны сумки? Или без разницы, можно хоть в кругосветку отправиться?

Дмитрий
: Факты кругосветки известны. Очень многое зависит от имеющегося снаряжения и готовности самого райдера. Какие-либо советы давать некорректно. Все очень индивидуально. Лично я смогу, используя только подседельные, нарамные и нарульные сумки, проехать пару недель автономно, без заезда в населенные пункты для пополнения запасов, но при условии пополнения воды, в теплое время года в наших широтах (средняя, южная полоса России). Если брать зиму, то неделя автономно в средних широтах и на северо-западе России.
Основные места для крепления сумок в байкпакинге — это руль, рама и подседельный штырь.

Сумки с креплением на руль предназначены для перевозки различного снаряжения и вещей (одежда, спальные мешки, палатки). Совместимы с любым типом руля (при индивидуальной разработке).

Подседельные сумки предназначены для перевозки мягких объемных вещей (одежда, спальные мешки, палатки).

Сумки с креплением к раме делятся на нарамные: с креплением к верхней трубе и выносу или к верхней трубе и подседельному штырю; и внутрирамные, с креплением к внутреннему треугольнику рамы. Предназначены также для перевозки различного снаряжения, чаще всего малогабаритного (инструменты, еда, одежда, техника).
FR: Как лучше всего распределять снаряжение?

Дмитрий
: Конкретных правил нет — все зависит от характера похода и маршрута. У меня есть некоторые принципы укладки: в подседельную сумку помещать все мягкое и объемное, во внутрирамную сумку — самое тяжелое, а в нарульной сумке оставлять коврик и палатку. Летом, конечно, мне нужно меньше снаряжения. Я сам по себе минималист, у меня невысокий уровень комфорта — мне не нужно много вещей в поездке. Кто привык иметь под рукой много вещей на все возможные случаи, для того, наверное, больше подходит классический велотуризм с объемными рюкзаками и багажниками. Велотуризм зимний — это отдельная тема. Я не ездил больше 5 дней с холодными ночевками в палатке. В любом случае, снаряжение весит больше, чем еда (не берем в расчет вес и количество воды). Но сейчас огромный выбор различных сублиматов и сушеных продуктов, которые здорово помогают снизить общий объем и вес еды.

Я вовсе не противник багажника. Если маршрут и характер путешествия будет того требовать, то поставлю багажник и велоштаны или раздельные сумки. Если много снаряжения не требуется, то ограничусь сумками под седло и на руль. Я за разумное распределение снаряжения в первую очередь. Нельзя отрицать другие способы перемещения груза в велопоездках, это глупо. Очень многое зависит от характера и целей поездки. Одно дело — я и мое понимание велотуризма, другое дело — кто-то еще, наши цели и способы совсем не обязательно должны совпадать. Это же здорово, когда есть выбор!

FR: Какие материалы ты используешь для пошива и по каким принципам их выбираешь?

Дмитрий
: Всё упирается в доступность материала. Кордура — американская патентованная ткань, труднодоступна в России (купить конечно можно, но по очень высокой цене). Мы используем кодру — это китайский аналог кордуры, достаточно качественный материал с хорошей износостойкостью, неплохой влагозащитой. В индивидуальном порядке можем сделать сумки из эксклюзивных тканей, например, ламинированной Terrain X-Pac, но это вопрос цены. Поиск материала ведется до сих пор: он должен сочетать такие качества, как износостойкость, доступность на рынке и невысокая стоимость.

Тут надо отметить такой момент — спрос во многом определяет предложение по материалу. Как бы ни хотели все иметь прочную водонепроницаемую сумку, мало кто готов платить за нее 2-3 цены обычной сумки. Если я могу на данный момент закупать в России кодру рулонами по оптовой цене (которая, конечно, диктует конечную стоимость изделия), то купить ткань заграницей оптом практически невозможно при текущем курсе валют. Соответственно, стоимость конечного изделия будет запредельная, что абсолютно невыгодно для соотечественников.
FR: Я посмотрел цены на твоем сайте и не могу сказать, что они низкие. Не существует ли конкуренции с китайскими производителями, которые могут себе позволить шить похожие сумки в больших объемах автоматизированным путем либо используя дешевый труд китайских рабочих? Или твое преимущество в индивидуальном подходе и в том, что каждая сумка уникальна?

Дмитрий
: Мы стараемся сдерживать стоимость изделий, несмотря на постоянный рост цен на ткани, фурнитуру, доставку. По России у нас практически самый низкий уровень цен на подобные изделия. Китайцы — не конкуренты по нескольким причинам: они не делают таких же изделий и не шьют по индивидуальным размерам. Когда начнут делать — мы закроем производство, так как конкурировать не сможем по стоимости, а на качество сейчас мало кто смотрит, к сожалению. Прямые конкуренты из-за границы имеют цены в 2-3 раза больше чем у нас! Но если мы начнем использовать те же материалы, стоимость сравняется, скорее всего, увы.

FR: На данный момент пошив сумок в Мастерской — это твой основной источник дохода? Не планируешь расширять объемы производства, налаживать конвейер? Может быть, открывать филиалы?

Дмитрий
: Мастерская не является моим основным видом заработка. Как бы это ни казалось со стороны, но разбогатеть на этом не получится, выйти на самоокупаемость — уже достижение. Мы границы самоокупаемости уже давно перешли и теперь расширяем объемы, вводим серийные изделия.

FR: Учитывая особенности зимнего велотуризма в России, ты создаешь не только сумки, но и уже ставшие знаменитыми грипсовицы и зимние бахилы, без которых зимой никуда. То есть, шьешь не только туристическое снаряжение, но и велоэкипировку. Какие планы на будущее?

Дмитрий
: Ближайшие планы Мастерской — обновить некоторые изделия. С опытом использования приходят новые идеи, решения и технологии, появляется новое видение. Про новые изделия говорить не буду — задумки есть, но их еще предстоит проработать и испытать. Только по результатам этого можно будет решать, внедрять или нет их в модельный ряд.
Статья была опубликована в 6 номере Fields & roads.
Disclaimer: это не реклама и не джинса. Интервью — попытка разобраться, сможет ли начинающий мастер развить в России собственный бренд, конкурировать с иностранными сумками, выжить и преуспеть. Support your local.
Читать дальше
Made on
Tilda