Ingria racing
Leningrad Criterium
Ежегодная серия гонок в Санкт-Петербурге
Велосипедное движение в последние годы в России и во всем мире активно развивается в различных формах и проявлениях. Все больше людей выбирают для себя велосипед как средство передвижения и как стиль жизни, и многие выбирают именно спортивный велосипед. Количество молодых, активных людей на спортивных велосипедах с каждым годом неуклонно растет и интерес к любительскому велоспорту тоже растет. Многие хотят попробовать свои силы в соревнованиях, а кто-то уже вкусил удовольствие спортивной борьбы, стал сильнее духом и телом.

Для всех этих людей уже несколько лет мы делаем серию велосипедных гонок «Ленинград Критериум».

Александр Привальнев
Критериум — групповая круговая гонка по улицам города.

Основное отличие от других гонок — система розыгрыша очков. Победителем критериума становится спортсмен, набравший наибольшее количество очков в гонке, а не просто первый финишировавший. Через определённое количество кругов устраивается промежуточный финиш, где первый пересекший черту гонщик получает 5 очков, второй — 3 очка, третий — 2, четвёртый — 1.

Критериум представляет собой зрелищную динамичную гонку, изобилующую тактическими хитростями, которые видны зрителю, и требующую большой физической выносливости.

Немного о тактике ведения борьбы в критериуме

Тактика ведения спортивной борьбы в гонке критериум позволяет использовать все приемы и контрприемы обычной групповой гонки. Но условия определения победителя в этом виде соревнований предъявляют более жесткие требования к ее участникам. Напомню, эта гонка проводится с промежуточными финишами. За 1-е место дается 5 очков, за 2-е — 3, за 3-е — 2 и за 4-е — 1 очко, на последнем финише очки удваиваются.

Стремление гонщиков набрать наибольшее количество очков на промежуточных финишах активизирует деятельность участников гонки и обостряет спортивную борьбу за победу. Критериум — самая эмоциональная групповая гонка шоссейников. Как и в других групповых шоссейных гонках, победитель выявляется с помощью товарищей по команде. Даже асу таких соревнований вести в одиночку борьбу на 10—15 финишах трудно. Ведь на каждом из них могут встречаться разные противники, способные оказать достойное сопротивление. Поэтому участники критериума от тренеров получают установку вести коллективную борьбу, оказывая помощь товарищу, способному добиться успеха.

Обычно два-три гонщика, имея на колесе финишера, за 800—1000 м до линии финиша набирают соответствующую скорость и на оставшихся 500—400 м поочередно раскатывают своего партнера, и лишь на последних 100—120 м сохранивший силы гонщик ведет борьбу за победу. Следует учесть, что такой тактический прием использует не одна команда, и решающее значение приобретает исходное положение перед атакой.

Борьба за лучшую позицию требует разумных действий, направленных на то, чтобы выиграть гонку с меньшими затратами энергии. На этот тактический маневр существует эффективный контрприем. Гонщик «садится на колесо» велосипедиста, которого раскатывают его товарищи, вступает в борьбу с ним за 100—150 м до финиша. Этим приемом хорошо пользовались Валерий Лихачев, Анатолий Старков, Юрий Осинцев, Ааво Пиккуус. Вырывая победу таким образом, они наносили и психологическую травму соперникам, вынуждая их изменить тактику ведения борьбы.

В гонке критериум большая часть участников не обладают хорошим спуртом, но зато способны к темповой езде. Вот они-то и должны расстраивать организованные финиши своих соперников.

Совершая финишный спурт, гонщики затрачивают много энергии. Вполне естественно, что с каждым очередным финишем у ведущих борьбу за очки накапливается утомление и возникает потребность в отдыхе.

Первостепенной задачей гонщиков-темповиков на первых финишах становится: не принимать активного участия в борьбе за очки, совершать ускорения перед финишем и поддерживать скорость езды. Такой тактический прием лишит финишеров возможности восстанавливать силы после совершенного ими спурта и продолжать эффективную борьбу. Это самый подходящий момент для темповиков — совершить мощную атаку и, получив дистанционное преимущество, поочередно набирать очки на финишах. Бывает и так, что в команде отдают предпочтение одному гонщику и делают все для его победы в критериуме.

Но такая ситуация не лишает едущих в общей группе возможности продолжения борьбы. Они организуют погоню за беглецами, и если им удается ликвидировать образовавшееся дистанционное преимущество, то начинают новые атаки за лучшую позицию и победу на финише. Частые смены лидирующих групп взвинчивают скорость гонки, что препятствует успеху финишеров. Инициатива переходит к гонщикам-темповикам.

Таким образом, правильное использование тактических приемов и контрприемов предоставляет возможности вести борьбу за победу как велосипедистам-финишерам, так и темповикам. При остром соперничестве в борьбе за победу лидеру гонки иногда целесообразнее не стремиться увеличивать количество набранных очков, а помогать набирать очки гонщикам, не способным составить ему конкуренцию в окончательной победе.

Многогранность тактических приемов создает множество непредвиденных ситуаций, позволяющих велосипедистам совершенствовать тактические навыки. Допустил ошибку на одном финише, есть возможность ее исправить во время следующих.


— из книги заслуженного тренера СССР и заслуженного мастера спорта Леонида Михайловича Шелешнева «Раздумья тренера».
Ретроспектива
2012
В 2012 году в мире фиксед-гир-соревнований случился бум на критериумы: Red Hook Crit из междусобойчика стал международным соревнованием, и все взялись проводить аналогичные гонки. Трековые велосипеды в условиях улицы и сопутствующий риск вдохнули новую жизнь в этот вид велосипедных соревнований.

Александр Привальнев, в то время уже руководивший собственной веломастерской Fixed Lab, решил провести первый фикс-критериум в Санкт-Петербурге.

6 октября участников ждала отличная погода и короткая (всего 750 метров), но сложная трасса — с резкими поворотами и траффиком, который сдерживали волонтеры. Участникам надо было проехать 20 кругов с 4 промежуточными финишами, на которых нужно вырваться вперед пелотона, чтобы заработать очки. Общая дистанция гонки — 15 километров.

Результаты:
1 место — Илья Сенькин
2 место — Михаил Новиков
3 место — Сергей Меньшов
4 место — Александр Башуев
2013
I этап — Крестовский остров
27 мая 2013 г.
Слева направо: Артем Трофимов, Федор Тихонов, Константин Колганов
В 2013 году сформировалась концепция LFC: три этапа в течение сезона, чтобы у всех была возможность отыграть очки, если пропустил какой-то этап. Этапность также позволила спортсменам систематизировать подготовку и проследить прогресс по результатам соревнований. Так начали формироваться первые местные команды: команда веломастерской Fixed Lab (которая в будущем станет той самой Ingria Racing), Countylads и другие. Командная работа позволяла спортсменам проводить тактическую борьбу, совместно работать на победу более сильного гонщика, а не тратить силы по одиночке.

Тогда же соревнованиями заинтересовались спортсмены-профессионалы, юниоры и ветераны шоссейного и трекового велоспорта. Любители-фиксеры столкнулись с сильной конкуренцией. Проигрывать не хотелось, и самые упорные начали тренироваться на шоссе, в межсезонье заниматься на треке и повышать свой уровень.

I этап проводился в день города, 27 мая. Круг на трассе был самым большим за всю историю серии: 5,5 км, общая дистанция 44 км (8 кругов).

Результаты:
1 место — Федор Тихонов (14 очков)
2 место — Артём Трофимов (12 очков)
3 место — Константин Колганов (10 очков)
4 место — Кирилл Лий (5 очков)
5 место — Михаил Новиков
6 место — Деймантас Шважас
7 место — Сергей Королев
8 место — Павел Егорченков
9 место — Павел Журавлев
10 место — Илья Сенькин
II этап — Новая Голландия
14 июля 2013 г.
Вверху: фотография Алексея Биланина, внизу: фотографии Тани Кирсановой
Второй этап серии стал частью крупного петербургского фестиваля За Велогород, посвященного велодвижению и велокультуре.

Рукотворный остров Новая Голландия, до XX века использовавшийся для нужд флота, на период реконструкции стал пространством для отдыха горожан. Во время фестиваля на острове разместился лекторий, веломаркет, выставка ретро- и кастомных велосипедов, поп-ап мастерская и др. Гонка вокруг уникального памятника стала самым ярким событием фестиваля.

Результаты:
1 место — Михаил Новиков (16 очков)
2 место — Антон Носик (10 очков )
3 место — Павел Черный (8 очков)
III этап — Васильевский остров
14 сентября 2013 г.
Фотография Андрея Миллера
Единственный ночной этап в серии. Промышленно-складской район, груженые фуры, плохо освещенные дороги — все это сделало гонку опасной и остросюжетной.

Дистанция: 37 км (20 кругов по 1,85 км).

Результаты:
1 место — Роман Зуев (20 очков)
2 место — Витя Архипов (9 очков)
3 место — Тейви Хорнброк (8 очков)
4 место — Павел Журавлев (2 очка)
2014
I этап — Крестовский остров
7 июня 2014 г.
Фотография Андрея Миллера
Самое важное изменение в серии в 2014 году — создание отдельного шоссейного зачета. Все больше профессиональных спортсменов интересуется этой гонкой и многие из них предпочитают шоссейные велосипеды, оставляя трековые для любителей с улиц.

Результаты фикс-зачета:
1 место — Арсений Мамитов
2 место — Илья Кузьмин
3 место — Павел Егорченков
4 место — Иван Домнар
II этап — Сестрорецк
26 июля 2014 г.
Фотография Артема Прыгункова
Как и в предыдущем году, второй этап серии прошел в рамках фестиваля «За велогород», но на этот раз не в Петербурге, а в Сестрорецке, где на территории старинного оружейного завода был организован летний проект с огромной зоной отдыха «Петровский Арсенал».

На этом этапе изменился регламент гонки: число промежуточных финишей увеличилось с 4 до 10. Когда нужно финишировать в числе первых каждые два круга (чтобы накапливать очки), борьба между гонщиками не останавливается ни на секунду.

Результаты шоссейного зачета:
1 место — Роман Зуев
2 место — Артем Трофимов
3 место — Сергей Саксин

Результаты фикс-зачета:
1 место — Арсений Мамитов
2 место — Илья Кузьмин
3 место — Инал Мамитов
4 место — Гоша Копыч
III этап — Крестовский остров
21 сентября 2014 г.
Фотография Марии Копытовой
Третий этап серии стал частью Гоночного уикэнда — два дня гонщики из Петербурга, Москвы и Киева провели на пике возможностей. 20 сентября прошла гонка Вираж Рейсинг (гонка на вылет с очень коротким и технически сложным кольцом), 21 сентября состоялся финальный этап серии Leningrad Criterium.

Результаты фикс-зачета:
1 место — Илья Кузьмин
2 место — Илья Сенькин
3 место — Максим Кравцов
Все трассы
Leningrad Criterium
Велосипедные гонки – это соревнования в скорости, выносливости и мастерстве владения велосипедом.

Критериум – самая опасная разновидность велосипедных гонок, но в то же время самая зрелищная. Для зрителей это настоящее шоу, а для гонщиков это борьба в сверхжестких условиях.

Это настоящий уличный велоспорт!
За прошедшие несколько лет команда Ingria Racing посетила много любительских гонок по всему миру и набрала большой багаж опыта, как соревновательного, так и организаторского.

В 2015 году Leningrad Criterium станет еще лучше, быстрее, техничнее. Любители и профессионалы выступят в разных зачетах и смогут посоревноваться с равными.

Даты соревнований в 2015 году:
1 этап – 6 июня
2 этап – 4 июля
3 этап – 15 августа

Ждем вас в Петербурге!

Фотографии на заголовках: Петр Тучинский, Таня Кирсанова, Мария Копытова, Анна Новосельцева.
Made on
Tilda