БАЙКПАКИНГ
Далеко и налегке
Что такое байкпакинг? Плюсы и минусы
Текст Виталий Суровцев | Фотографии Андрей Саченок, Виталий Суровцев
Байкпакинг (bikepacking) — это велопоход с оптимальным набором снаряжения, распределенного и закрепленного в разных частях велосипеда, чаще всего без использования багажника.

Классическое для байкпакинга распределения груза идет в трех основных отсеках: под седлом, на руле и во внутреннем пространстве рамы. Для этого, чаще всего, используются специальные сумки.

Также существуют разного рода сумочки и подсумки для мелочевки, инструментов, быстрого перекуса, фототехники и прочих нужд. Их располагают в основном в районе выноса руля, и они имеют самые разнообразные формы, «заточенные» под определенные нужды.
Главная идея — ни к чему тащить за собой якорь лишних вещей. Набор снаряжения должен быть обусловлен, прежде всего, практической необходимостью. У такого подхода есть определенные преимущества:

улучшенная маневренность — на это влияет как распределение груза, так и общий меньший вес по сравнению с классическим подходом с использованием багажников.

повышенная проходимость — более легкий велосипед без лишних проблем и «за один присест» можно перенести через поваленное дерево, запрыгнуть в тамбур электрички, или затолкать в крутой подъем.

увеличение полезного веса — в среднем велоштаны вместе с багажником весят порядка 2-3 кг, в тоже время подседельная, нарульная, и внутрирамная сумки вместе потянут на 1-1,5 кг. Соответственно по самым скромным подсчетам, выигрыш в весе составляет порядка 1 кг. А это вес спальника или легкой палатки или же банально лишний литр воды.

Благодаря всему этому, в походе вы меньше устанете к концу дня и сможете проехать большее расстояние. Конечно, многое зависит от формата похода, рельефа местности, вашей общей физподготовки и прочего. Но вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что чем легче груз, тем дольше и дальше его можно унести.
Есть и некоторые минусы.

Первый, но достаточно легко устраняемый — выработка сноровки при креплении сумок к велосипеду. И если с внутрирамной все понятно (снимать ее на ночь нет никакой необходимости), то с нарульной и подседельной сумками придется повозиться. Весь фокус в том, чтобы раскачивания и прочие перемещения сумок при езде свести к минимуму. Чем чаще вы будете снимать и крепить сумки, тем быстрее выработаются необходимые навыки.

Второй минус — ограниченный (по сравнению с велоштанами) объем сумок вынуждает более детально подходить к выбору снаряжения и количеству провианта. Обычно для провианта используется внутрирамная сумка. Поэтому при заказе или покупке обращайте внимание на её ширину. Слишком узкая сильно ограничит полезный объем, слишком широкая будет мешать при педалировании. По моему опыту, 5-6 см — оптимальная ширина.
Очень часто от более опытных коллег, приверженцев «старой школы» и бывалых велопутешественников можно услышать замечания по поводу такого распределения груза. Самые часто встречающиеся комментарии: слишком высокий центр тяжести, повышенная парусность при боковом ветре, а также замечания в стиле «не читал, но осуждаю».

На самом деле все не так страшно, а переход от теории к практике вовсе развеивает эти сомнения. На извилистом спуске, резком повороте, сильно крутом подъеме как раз таки груз, сконцентрированный на заднем колесе, может сыграть с владельцем злую шутку. Что касается ветра, то парусность, о которой с таким ужасом говорят все вокруг, на самом деле переносится более чем хорошо. А при по-настоящему сильном боковом ветре, каждый велосипедист, вне зависимости от способа загрузки, ощутит его негативные последствия примерно одинаково.

Зато при классическом спутнике всех велосипедистов — ветре в лицо, преимущество как раз более ощутимо: велоштаны существенно расширяют площадь контакта с воздушными потоками, а каремат (туристический коврик), который так часто можно увидеть закрепленным поперек линии движения, создает дополнительное сопротивление.
В байкпакинге нет никаких правил. Есть устоявшиеся стандарты, но их границы достаточно размыты. Нет необходимости наносить сокрушительный удар по бюджету и полностью менять свое снаряжение. Нет никаких запретов на использование багажника, на который вместо велоштанов можно водрузить обычный гермомешок. Такой же гермомешок можно прицепить на руль, пространство внутри рамы заполнить флягами с водой или палаткой, а под седлом привязать спальный мешок. Многим нравится ездить с небольшим заплечным рюкзаком. В нем спокойно могут ехать вещи для вечернего лагеря.

Вариантов очень много и со временем каждый обязательно найдет оптимальный для себя. Самое главное — желание путешествовать, а все остальное уложится само собой.
Статья была опубликована в 6 номере Fields & roads.
Читать дальше
Made on
Tilda