ИНТЕРВЬЮ
Как снять шедевр
Интервью с режиссером фильма Maybe Die о съемках велопутешествия по Японии
Текст Айтор Сааведра | Фотографии Лино Эскурис
Maybe Die — документальный фильм о приключениях испанcкой fixed gear команды The Roosters в Японии. В 2016 году пятеро друзей пересекли три острова японского архипелага на трековых велосипедах без технички, только в сопровождении режиссера-оператора Айтора Сааведры и двух его помощников-фотографов. Айтор снял на видео приключения команды — 1200 километров по улицам старейших японских городов и по дорогам в крутых и коварных горах.

Команда The Roosters: Марио, Начо, Хайме, Карлос и Делвис.
Съемочная команда Walden Studio: режиссер Айтор Сааведра, фотографы Мигель Гато и Лино Эскурис.
Смотреть фильм: movie.maybediedocumentary.com
Мы с Хайме из The Roosters дружим уже давно. В 2016 году моя студия была недалеко от его дома и Хайме часто проводил у нас время. В один из таких дней у него появилась идея проехать по Японии, мы начали обсуждать, как это классно, и как здорово было бы, если бы я поехал с ними и снял все их путешествие. Но тогда еще никакого путешествия и планов не существовало, это были чистые мечты. Постепенно оно начало принимать форму и неожиданно стало реальным. А потом мы собрались и уехали на целые месячные съемки.
Это было великолепно и ужасно одновременно.

Я уже несколько лет снимаю фильмы, но это первый случай, когда я был всем — круглосуточно был режиссером, и оператором, и постановщиком, своим же ассистентом, отвечал за звук, за картинку, за оборудование. Совмещал в себе все роли, какие есть в съемочной группе.

Но месяц съемок в Японии... Это потрясно! Я бы поехал еще раз завтра же, если бы мог!

Все это время я был наедине со своей камерой и в отношении ребят я был только свидетелем всего происходящего. У меня не было второго шанса переснять какую-либо сцену или написать сценарий событий. То, что вы видите в фильме — ровно то, что происходило на самом деле. То, что я увидел. И порой было сложно получить такие кадры, которые я нарисовал в голове, но с другой стороны, я снял такие вещи, которые даже не собирался и просто не мог представить или опробовать. И они в итоге отлично встроились в фильм. Это было спонтанно и немного сумасбродно.
С технической стороны самое ужасное — контролировать заряд всей техники и передачу данных. Почти все наше путешествие мы были полностью автономны, ночевали в лесу или на улице без доступа к электричеству. Только на пару дней остановились на отдых в Токио, а потом в Осаке и Киото. Поддерживать батареи камеры и компьютера полностью заряженными было нелегко.

У меня есть автомобильный инвертор, но с ним на зарядку только одного из двух моих аккумуляторов для камеры уходит почти целый день. А один аккумулятор позволяет заснять только половину дня. Так что приходилось искать компромиссы.
То же самое относится к компьютеру и передаче данных. На то, чтобы скачать данные с карточки на компьютер и с компьютера на внешний жесткий диск, уходили часы, и, конечно же, заряда батареи ни одного ноутбука не хватало на эту вечность… Я даже потерял часть видеоматериала из-за одного отключения питания, и мы дважды или трижды полностью посадили аккумулятор в машине.
Было немного сложно придумать, как с этим управляться, но в конце я просто начал понимать, в какой момент нужно перестать снимать. Из-за этого я не снимал каждый раз ночную атмосферу в лагере, хотя очень хотелось, но нужно было выбирать — или я снимаю эту ночь или смогу снимать завтра днем. И так постоянно. Еще нужно было не забывать про себя и устройство на ночлег, и иногда в лесу посередине Японии было сложно совместить съемки и обстоятельства связанные с путешествием.
Сама машина оказалось жизненно важной вещью в путешествии. Не только потому что везла нас от одного пункта к другому. Она была нашей передвижной крепостью. Мигель Гато и Лино Эскурис, рекламный фотограф, помогали мне со всем, Мигель также вел машину. Большую часть времени машина была близко к ребятам, мы защищали их от других машин, например, в тоннелях. Но иногда мы отрывались от них и уезжали на разведку, или в супермаркеты. В одну из ночей Марио и Начо переночевали в машине — из-за холода и еще потому, что у нас было всего три небольших палатки на 8 человек. Большинство ночей мы спали под открытым небом в гамаках.
Что касается съемок из машины во время езды, у нас было несколько вариантов. Большую часть времени я снимал через открытое окно в машине, упирался в дверь ногами и как можно сильнее высовывался из окна с камерой. Некоторые моменты снимал из багажника машины, фронтально (естественно с поднятой дверью багажника). Например, именно так я снял финальную сцену. Иногда, на некоторых очень тихих дорогах, я забирался на крышу машины, а Лино привязывал меня веревками. Было забавно, но и немного страшно, так что мы делали так всего пару раз.
Большая часть фильма была снята на камеру Sony FS7 с фиксированными объективами (14, 35 и 85 мм), и немного на GoPro, но под конец я ее почти не использовал. Весь звук писался на микрофон Sennheiser MKE 600 напрямую на камеру. Вот и все, я не использовал никакого стабилизатора, штатива или внешнего дисплея. Мне их очень не хватало, но использовать их в таком быстро меняющемся режиме съемки было бы невозможно.
Посмотреть фильм с русскими субтитрами можно на сайте movie.maybediedocumentary.com
Читать дальше
Made on
Tilda